Популярные новости
Добавить сайт в закладки
Читатели рекомендуют
Подписаться
Гуны в классической йоге
Гуна – одно из ключевых понятий в философской школе Индии. Согласно учению Санхья, напрямую связанному с йогой, материя состоит из трех частей и является, по сути, сочетанием этих трех составляющих. Эти компоненты природы и называются гунами: гуна Саттва, гуна Раджас и гуна Тамас.
Саттва – это ясность, спокойствие и чистота. Его символизирует белый цвет. Раджас – это движение, чувственность, агрессия. Его цвет – красный. Тамас – черного цвета. Его проявления – это темнота, тяжесть и инерция.
В том случае, когда гуны находятся в равновесии – субъект не может воспринимать материю, и принято считать, что она находится в особом состоянии – в состоянии «растворенности», что является целью последователя учения Санхья. Если же равновесие гун нарушено или неустойчиво – наступает состояние, называемое состоянием «проявленности». Тогда влияние преобладающей гуны придает объекту соответствующую характеристику.
Поскольку человек также является частью природы, он точно так же подвергается влиянию гун. Согласно учению, они во многом определяют не только его стремления и наклонности, но и судьбу (карму). Человек, находящийся под влиянием гуны Саттва, скромен, великодушен и бесстрашен. Он склонен к самопознанию, разумен, уравновешен, не способен совершать насилия. Ему чужды гордыня и вероломство. Его действия обусловлены долгом, конкретный же результат для него не значим. Плоды собственного труда для него не важны.
Человек, чья преобладающая гуна Раджас – исполнен неутомимости и чувственности. Он подвижен и активен в действиях, но совершенно непостоянен и не способен долго задерживаться на чем-то одном. Им двигает честолюбие и корысть. Подобный человек пытается извлечь из своего долга выгоду, мирские блага.
Человек со склонностью к влиянию гуны Тамас часто полон злобы, невежества и даже жестокости. Это человек страстей. Зачастую им движет гнев и алчность, гордыня и зависть. Разрываемый собственными желаниями, стремящийся только к собственному удовольствию, он несет опасность окружающим, причиняя вред не только им, но и собственной душе.
Последователь учения Санхья видит своей высшей целью освобождение от власти чувств, материи и природы. Он стремится к слиянию с трансцендентным Вселенским духом. Это видится возможным только при преобладающем влиянии Саттва-гуны, поэтому следует искоренять в себе мысли и поступки, диктуемые Тамасом и Раджасом. Путем накопления Саттва-гуны, последователи учения пытаются уравновесить негативное влияние других гун и достигнуть состояния «непроявленности», растворения в Космическом духе.