Популярные новости
Добавить сайт в закладки
Читатели рекомендуют
Подписаться
Богиня небесных Вод Мокошь
- 2 февраль 2014
| - 01:02
| - Ведмир
| - Боги / Ведический мир
| - Просмотров: 6954
|
Верными ориентирами в поисках путей миграции ведийских славян наряду
с могильниками и запечатлёнными символами являются названия рек, которые, к счастью, со временем не изменились. Как уже было сказано выше, впадающая в озеро Неро река носит имя Сара (на берегу этого озера стоит Ростов Великий). Такое название имели реки в Каликовском и Лодейнопольском уездах. На санскрите «сарас» означает «водяная, изящная, богатая водами». Слово «сарас» выражает и второе значение Сарасвати Ригведы - это та, которая даёт сущность "Сара" нашему собственному "Я" («сва»). Это великая богиня небесных Вод.
Такое же значение имеет и Мокошь славянских мифов. Как и Перун, Мокошь упоминается в Киевской летописи среди богов пантеона князя Владимира, который то принимал хри- стианство, то вновь возвращался к ведийской вере: «Владимир вновь ввёл идолопоклонство
и воздвиг в Киеве множество идолов. Первый из них назывался Перун и имел серебряную голову, остальные же были из дерева: Услад, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь и Кумиры»16 .
16
Мавро Орбини. Славянское царство. Москва, 2010 г.
В музее истории и культуры буртас хра- нится небольшое медное блюдо с чеканенным крылатым Львом, имеющим торс женщины. Крылатый Лев, как о том было сказано выше, символизирует небесные Воды. Играющая же на украинском народном инструменте (бандуре) женщина с развивающимися по ветру волосами придает символу небесных Вод женское начало.
По нашему мнению, на этом блюде изо- бражена богиня славянских мифов Мокошь, которая в «Ригведе» названа именем Сарасвати, а в священной книге зороастрийцев «Авесте»академика Бориса Рыбакова, в православии аналогом Мокоши долгое время была полуязыческая Параскева Пятница, культ который сейчас совсем уже сошёл на нет.17 Но когда-то она была очень популярна в народе. Параскева считалась покровительницей вод, иконы с её изображением часто ставились около источников и над колодцами.
Деревянная церковь во имя Параскевы Пятницы ещё к 1760 году сохранялась в крепости Наровчатского городища. Уже в наши дни в окрестностях Наровчата была найдена литая иконка Параскевы, на которой она в вытянутой правой руке держит восьмиконечный право- славный Крест, а левой придерживает свиток с неким текстом (иконка хранится в музее истории и культуры буртас). Выполненная в такой же иконографической манере икона Параскевы Пятницы из муромской Николо-Зарядской церкви хранится в Муромском историко-художественном музее.
Известный исследователь древней истории славян Мария Гимбутас в своей книге «Славяне. Сыны Перуна» (Москва, 2003 г.) указывала, что в руководстве для священников, составленном в XVI веке, содержался вопрос, который следовало задавать каждой женщине во время исповеди: «Не ходила ли ты к Мокоши?». Гимбутас сообщает, что культ этой богини был развит и у чехов, которые молились Мокоши во время засухи. Из сохранившихся изображений Параскевы Пятницы и народных поверий следует, что она воспринималась в народе не только покровительницей Вод, но и наставницей в вере. Блюдо с изображением крылатой богини небесных Вод входило в состав клада, найденного местным пастухом на склоне мыса у речки Шелдаис между деревнями Монастырское (раньше называлась Шелдаисом) и Мумарье Наровчатского района Пензенской области. Настоятель Покровского собора отец Валерий (Волков), который передал блюдо в музей, уверял, что на этом склоне стоит копнуть лопатой, как наткнёшься на черепки керамической посуды. Но ни в письменных источниках, ни в народных поверьях не сохранилось сведений о том, что здесь когда-то было селение. Возможно, на этом мысу находилось ведийское капище (храм под открытым небом).
В писцовых книгах Семёна Секлотова и Михаила Аксентьева 1679–80 годов говорится: «Нижнеломовского уезду Наровчатского присуду село Мумарье на речке Шелдаис, а в нём церковь во имя Архистратига Михаила, в селе ж конных казаков двоенщиков и тягловых крестьян 36 дворов, людей в них 164 человека» (Наровчатская энциклопедия. Пенза, 2010 г.).
В разное время эту казацкую деревню называли то Мумарге, то Мумаркой. В топографическом описании Наровчатского присуда упоминается и речка Муромка, которая начинает своё течение в селе Шутовке и на десятой версте при деревне Мумарге впадает в реку Шелдаис.18 Но и эту речку называли поразному: то Мамра, то Мумарка или Муромка.
Нет никакой возможности точно датировать найденное здесь в изумительной сохранности медное блюдо с изображённой на нём ведийской богиней Мокошью. Но, скорее всего, оно было закопано в землю тогда, когда по велению христианских священников громилось «языческое» капище на берегу Шелдаиса.
17
Борис Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1981 г.
18
Полубояров М.С. Топографическое описание Пензенского наместниче ства. Москва, 2011 г.
Виктор Паршуткин
из книги Архаичная символика ведийских славян
с могильниками и запечатлёнными символами являются названия рек, которые, к счастью, со временем не изменились. Как уже было сказано выше, впадающая в озеро Неро река носит имя Сара (на берегу этого озера стоит Ростов Великий). Такое название имели реки в Каликовском и Лодейнопольском уездах. На санскрите «сарас» означает «водяная, изящная, богатая водами». Слово «сарас» выражает и второе значение Сарасвати Ригведы - это та, которая даёт сущность "Сара" нашему собственному "Я" («сва»). Это великая богиня небесных Вод.
Такое же значение имеет и Мокошь славянских мифов. Как и Перун, Мокошь упоминается в Киевской летописи среди богов пантеона князя Владимира, который то принимал хри- стианство, то вновь возвращался к ведийской вере: «Владимир вновь ввёл идолопоклонство
и воздвиг в Киеве множество идолов. Первый из них назывался Перун и имел серебряную голову, остальные же были из дерева: Услад, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь и Кумиры»16 .
16
Мавро Орбини. Славянское царство. Москва, 2010 г.
Князь Владимир в пору своего язычества
Худ. Виктор Васнецов
Худ. Виктор Васнецов
В музее истории и культуры буртас хра- нится небольшое медное блюдо с чеканенным крылатым Львом, имеющим торс женщины. Крылатый Лев, как о том было сказано выше, символизирует небесные Воды. Играющая же на украинском народном инструменте (бандуре) женщина с развивающимися по ветру волосами придает символу небесных Вод женское начало.
По нашему мнению, на этом блюде изо- бражена богиня славянских мифов Мокошь, которая в «Ригведе» названа именем Сарасвати, а в священной книге зороастрийцев «Авесте»академика Бориса Рыбакова, в православии аналогом Мокоши долгое время была полуязыческая Параскева Пятница, культ который сейчас совсем уже сошёл на нет.17 Но когда-то она была очень популярна в народе. Параскева считалась покровительницей вод, иконы с её изображением часто ставились около источников и над колодцами.
Параскева Пятница
Медная иконка предположительно из Поморья (Выг) Из альбома «Неизвестная Россия. Каталог выставки
Медная иконка предположительно из Поморья (Выг) Из альбома «Неизвестная Россия. Каталог выставки
Деревянная церковь во имя Параскевы Пятницы ещё к 1760 году сохранялась в крепости Наровчатского городища. Уже в наши дни в окрестностях Наровчата была найдена литая иконка Параскевы, на которой она в вытянутой правой руке держит восьмиконечный право- славный Крест, а левой придерживает свиток с неким текстом (иконка хранится в музее истории и культуры буртас). Выполненная в такой же иконографической манере икона Параскевы Пятницы из муромской Николо-Зарядской церкви хранится в Муромском историко-художественном музее.
Известный исследователь древней истории славян Мария Гимбутас в своей книге «Славяне. Сыны Перуна» (Москва, 2003 г.) указывала, что в руководстве для священников, составленном в XVI веке, содержался вопрос, который следовало задавать каждой женщине во время исповеди: «Не ходила ли ты к Мокоши?». Гимбутас сообщает, что культ этой богини был развит и у чехов, которые молились Мокоши во время засухи. Из сохранившихся изображений Параскевы Пятницы и народных поверий следует, что она воспринималась в народе не только покровительницей Вод, но и наставницей в вере. Блюдо с изображением крылатой богини небесных Вод входило в состав клада, найденного местным пастухом на склоне мыса у речки Шелдаис между деревнями Монастырское (раньше называлась Шелдаисом) и Мумарье Наровчатского района Пензенской области. Настоятель Покровского собора отец Валерий (Волков), который передал блюдо в музей, уверял, что на этом склоне стоит копнуть лопатой, как наткнёшься на черепки керамической посуды. Но ни в письменных источниках, ни в народных поверьях не сохранилось сведений о том, что здесь когда-то было селение. Возможно, на этом мысу находилось ведийское капище (храм под открытым небом).
В писцовых книгах Семёна Секлотова и Михаила Аксентьева 1679–80 годов говорится: «Нижнеломовского уезду Наровчатского присуду село Мумарье на речке Шелдаис, а в нём церковь во имя Архистратига Михаила, в селе ж конных казаков двоенщиков и тягловых крестьян 36 дворов, людей в них 164 человека» (Наровчатская энциклопедия. Пенза, 2010 г.).
В разное время эту казацкую деревню называли то Мумарге, то Мумаркой. В топографическом описании Наровчатского присуда упоминается и речка Муромка, которая начинает своё течение в селе Шутовке и на десятой версте при деревне Мумарге впадает в реку Шелдаис.18 Но и эту речку называли поразному: то Мамра, то Мумарка или Муромка.
Нет никакой возможности точно датировать найденное здесь в изумительной сохранности медное блюдо с изображённой на нём ведийской богиней Мокошью. Но, скорее всего, оно было закопано в землю тогда, когда по велению христианских священников громилось «языческое» капище на берегу Шелдаиса.
17
Борис Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1981 г.
18
Полубояров М.С. Топографическое описание Пензенского наместниче ства. Москва, 2011 г.
Склон холма на берегу Шелдаиса, где был найден клад
Виктор Паршуткин
из книги Архаичная символика ведийских славян